Александр Альфредович БЕК

«НАЧИНАЙТЕ!»

Рассказ


        Победа куется до боя.
        Этот афоризм любит гвардии капитан Момыш-Улы.
        Однажды был случай, когда он, командир полка, управляя боем, произнес только одно слово и больше ни во что не вмешивался.
        Бой продолжался недолго — приблизительно два с половиной часа, — и все это время Момыш-Улы просидел не облокачиваясь в четырех бревенчатых стенах блиндажа, тесного и полутемного, как погреб. Он часто закуривал, резким движением отбрасывая спичку; порой проводил худыми пальцами по черным поблескивающим волосам, которые упрямо поднимались, как только рука оставляла их; лицо казалось бесстрастным, и жил главным образом взгляд.
        Со стороны можно было подумать, что он ничем не занят, но, когда парикмахер, решив, что наступил наконец его час, предложил побриться, Момыш-Улы так на него взглянул, что тот попятился.
        Единственное слово, которое произнес Момыш-Улы, было очень простым. Он сказал: «Начинайте!»
        Перед этим ему звонили сверху:
        — Почему опаздываете? Почему молчит ваша артиллерия?
        Момыш-Улы ответил:
        — Я не опаздываю. Я буду действовать без артиллерийской подготовки.
        Его переспросили:
        — Как?
        — Без артиллерийской подготовки... Это я решил с командиром пушек. Подробности, думается, не для телефона.
        Он говорил с едва уловимым акцентом, не коверкая слов и оборотов, но неторопливость речи казалась иногда нарочитой: речь становилась быстрее, когда он разговаривал по-казахски.
        Через полчаса его снова запросили, почему не начинает.
        — Не закончена разведка огневых точек, — ответил Момыш-Улы. — Я считаю, что пока не решена эта задача...
        Его перебили, он смолк, глаза сверкнули и, дождавшись момента, когда можно отвечать, он резко сказал:
        — Если вы прикажете идти без разведки, пойду без разведки. Вы это мне приказываете? Сам стану во главе штурмовой группы, крикну «ура» и поведу людей. Вы приказываете действовать так? Буду выполнять ваше решение...
        И вдруг он покраснел, на впалых щеках цвета потемневшей бронзы вспыхнул скупой румянец.
        — Служу Советскому Союзу, товарищ генерал, — неловко выговорил он.
        — Что он вам сказал? — с любопытством спросил комиссар полка Логвиненко.
        — Он мне сказал...
        Момыш-Улы помедлил. Ему хотелось скрыть, что он польщен, но эта нотка прорвалась.
        — Сказал: «Спасибо за доблестный ответ».
        В эту минуту командир артиллерийского дивизиона Снегин, который, сидя на низком чурбаке, негромко разговаривал по другому телефону, закричал:
        — Головой? Я сам ему оторву голову за эти штуки! Передайте, чтобы дразнил шапкой! Передайте, что я это приказываю, сто тысяч чертей ему в левую ноздрю.
        Сердито отстранив, но не выпуская трубку, он повернулся к Момыш-Улы и Логвиненко, чтобы поделиться возмущением. Но, еще не начав говорить, он засмеялся. Эти мгновенные перемены были нередки у Снегина. Он жил словно с открытой душой: каждое переживание, даже мимолетное, охватывало его, казалось, целиком и тотчас пробивалось наружу.
        — Золотой парень, — сказал он, — шапка не подействовала, стал головой дразнить. Я ему за это...
        Он опять сердито потряс трубкой и опять засмеялся.
        — Как фамилия? — спросил Логвиненко.
        — Лаврентьев... Помните, я вам рассказывал... Мальчишка, у которого судимость была за хулиганство.
        — А имя, отчество?
        — Не знаю...
        Логвиненко прищурился. В серых глазах искрилась умная и чуть озорная усмешка. Он произнес фразу, которую нередко повторял:
        — Героев, товарищ Снегин, надо знать по имени и отчеству...
        — Ну как он — не раздразнил? — нетерпеливо спросил Момыш-Улы.
        Снегин нагнулся к телефону.
        — Разматов? Разматов, вы меня слышите? Что? Что? Что?
        Каждое из этих «что» было громче и радостнее предыдущего. Повернувшись на чурбаке, он ликующе воскликнул:
        — Есть, товарищ капитан! Раздразнил, товарищ капитан!
        И затем снова в трубку:
        — Передайте, Разматов, что я его за это изобью! В другой раз чтобы этого не смел! Теперь вот что... Вы все видите? Хорошо... Будьте наготове, сейчас начнем работать...
        И, опустив трубку, Снегин торопливо сообщает:
        — Шевельнуться, говорит, нельзя... Кинжальным огнем землю чешет... Лежим, говорит, еле дышим...
        В блиндаже все понимают, о чем речь.
        Где-то в пятидесяти — шестидесяти метрах от укреплений врага лежит артиллерист-корректировщик гвардии лейтенант Разматов. Он спрятался под землю, спрятался так искусно, что можно наступить и не заметить. К уху прижата телефонная трубка, шнур тянется сюда. Первая задача Разматова — видеть. Это не так легко. Огневые точки немцев тоже спрятаны, иногда не менее искусно. Они молчат, чтобы до времени не выдать себя. Но вдруг невдалеке от них, словно из-под земли, появляется красноармейская шапка... Одна... другая... Появляется и исчезает, и снова появляется все ближе... Что это? Атака? Огонь, огонь! И Разматов наконец-то видит, — вот они, рыльца пулеметов, из которых вылетает пламя. А его друг и помощник, разведчик Лаврентьев, раздразнивший немцев, лежит ничком, укрывшись за какой-нибудь неровностью.
        Теперь нельзя медлить.
        Снегин посмотрел на капитана, Момыш-Улы кивнул. Он, пехотный командир, знал не со стороны, а как профессионал-артиллерист работу «командира пушек». Это может показаться странным, но вся жизнь Момыш-Улы необычайна.
        Он оказался женатым через сорок восемь часов после рождения — такой обычай был у степных кочевников, казахов. Трехлетним мальцом он впервые взобрался на коня. Отец вручил ему плеть и сказал:
        — Будешь пастухом.
        До десяти лет Момыш-Улы не подозревал, что на свете существует хлеб, а его дед так и умер, не отведав хлеба: казахи, кочуя со стадами, знали только молоко и мясо.
        Он мечтал многое совершить для Казахстана. С отрочества, с младших классов школы, соприкоснувшись с русскими, с их книгами, со всем, что называется культурой, он молчаливо решил, что в служении народу — смысл его жизни. Ему хотелось строить в Казахстане железные дороги, — окончив десятилетку, он поехал в Ленинград и, выдержав конкурсный экзамен, стал студентом-путейцем. Наука давалась легко, он с отличными отметками переходил с курса на курс, но вдруг понял: не то, не то — его призвание не в этом. Он покидает институт. Дальше — армия, военное училище, Момыш-Улы — командир батареи, вместе с батареей он сражается у озера Хасан. С Дальнего Востока его тянет в родной Казахстан; после боев он расстается с армией и возвращается домой. Его влечет литература; он переводит русских классиков — многие стихи Пушкина и Лермонтова изданы по-казахски в переводах Момыш-Улы, — а тайком пишет свое, пишет и бросает. И опять ему чудится: не то. Где же оно — его призвание? Кто он — воин, инженер или писатель?
        — Я сам себя не понимаю, — иногда говорит друзьям Момыш-Улы.
        Отечественная война оборвала искания. Призвание определится потом, теперь надо драться. Момыш-Улы поступает в дивизию, которая формируется в Алма-Ате, и командует сначала батальоном, потом получает полк, после того как в боях под Москвой распознали, какая сила характера и ума таится в этом страстном человеке с бесстрастным лицом.
        Снегин — ровесник и земляк капитана: ему тоже тридцать лет, он тоже из Алма-Аты. Впрочем все, кто находятся в эту минуту здесь — и комиссар Логвиненко, и начальник штаба Курганский, и адъютанты, и телефонисты, — все они из Казахстана, все осенью отправились на фронт со станции Алма-Ата, все теперь гвардейцы, все панфиловцы.
        И только телефонист Баранов с недавних пор в дивизии; однако раньше он воевал в батарее, которой командовал не кто-нибудь, а лейтенант Чапаев, сын легендарного начдива, и всегда готов задорно спорить — чей же козырь старше.
        Снегин приказывает:
        — Баранов, вызовите батарею.
        В блиндаже четыре телефона. Два принадлежат артиллеристам. Первый, у которого, примостившись на чурбаке, сидит Снегин, ведет к «глазам». Это глаза Разматова, которые в этот час, в этом темном подземелье становятся глазами Снегина и Момыш-Улы. Второй соединяет бревенчатую коробку блиндажа с пушками, скрытыми в лесу за несколько километров отсюда.
        — Батарея вызвана, товарищ командир.
        — Хорошо. Будете передавать мою команду... Разматыч, жив? Все еще чешут?.. Слушайте. Даю команду.
        И, повысив голос, он командует:
        — По местам!
        Баранов повторяет в другой аппарат:
        — По местам!
        У него, рядового связиста, тоже вдруг появился командирский тон; он повелительно добавляет от себя:
        — Все разговоры по линии прекратить!
        Снегин продолжает:
        — Передавайте: бусоль 25 плюс вчерашний доворот. Какой доворот там был вчера?
        Повторив в трубку приказание, Баранов обращается к Снегину:
        — Товарищ командир, там спрашивают: какой доворот?
        Снегин срывается с места и, стукнувшись головой о поперечную балку, не сдержав ругательства, хватает у Баранова трубку.
        — Ведь я приказал вам, — кричит он, — не сбивать эти довороты, чтобы они всю ночь стояли. Что? Как не знаете? Давайте немедленно командира батареи!
        Момыш-Улы круто повернулся. Ничего не сказав, он закурил, с резким щелканьем захлопнул портсигар и далеко отбросил спичку.
        Неужели опять задержка? Неужели глупая случайность расстроила то, что достигнуто вчера?
        Накануне в сумерках капитан провел репетицию сегодняшней атаки. Небольшая группа двинулась вперед; немцы встретили ее огнем; бойцы замерли, прильнув к земле; Разматов, притаившись вблизи немецкой обороны, корректировал работу артиллерии и добился нескольких точных попаданий; пулеметная стрельба сразу стала слабее, и бойцы осторожно поползли; противник опять остановил их интенсивным огнем, и Разматов еще раз удачно накрыл цель. Вчера этим дело ограничилось. Дождавшись темноты, группа вернулась, бережно неся двух раненых.
        Пушки, таким образом, были пристреляны. Теперь оставалось немногое: требовалось раздразнить немцев, чтобы вновь засечь точки, установленные ночью взамен обнаруженных или поврежденных, и соответственно этому, а также погоде — главным образом ветру — слегка подправить наводку, «довернуть», как говорят артиллеристы.
        — Кто у телефона? — кричит Снегин. — Что вы там натворили с доворотами? Что? Все в порядке? Не сбивали?
        Он вздыхает с облегчением, и сидящий рядом Баранов вздыхает точно так же. Что-то выслушав, Снегин говорит:
        — Не подпускайте больше этого разиню к телефону, чтобы он не путал, сто чертей ему в левую ноздрю... Через минуту зарядить и доложить!
        Он возвращается на свой чурбак и, улыбаясь, отдувается:
        — Фу-ты... Разматыч, жив? Скоро, скоро... Заряжают.
        Тем временем Логвиненко по другому телефону соединяется с комиссаром батальона, которому предстоит атаковать.
        — Соловьев? Ударная группа на месте? Потолковал с людьми? С каждым? Будем действовать, как условлено. Изменений нет. По-вчерашнему, понятно? Пусть люди приготовятся, сейчас Снегин начинает. Ждите команды...
        Логвиненко еще говорил, когда Баранов передал:
        — Готово!
        — Разматов, готово! — кричит Снегин. — Хорошо, даю. Один снаряд, огонь...
        Баранов повторяет:
        — Один снаряд, огонь!
        И прибавляет от себя:
        — Живей там поворачивайтесь! Быстрее огоньку!
        Затем выкрикивает:
        — Выстрел!
        — Разматов, выстрел! — передает Снегин.
        Несколько секунд в блиндаже стоит напряженное молчание. Доносится глухой удар. Все ждут, что скажет Разматов, как упадет первый снаряд.
        — Так, так... — наконец произносит Снегин. — Ладно, Разматыч... Правее, ноль-ноль три, два снаряда, беглый огонь...
        Он кричит эту команду, словно находится у пушек, хотя Баранов, который передает приказание, сидит в трех шагах.
        Не проходит и полминуты, как Баранов кричит:
        — Выстрел! Выстрел! Очередь!
        Повторив это, Снегин некоторое время ждет — в эти мгновения снаряд прорезает воздух, эти мгновения отделяют выстрел от разрыва, — затем произносит:
        — Так, так...
        И по тому, как он выговаривает это короткое «так», можно легко угадать, что сказал Разматов, удачно ли лег снаряд. В этом снегинском «так» тысяча оттенков — от угрюмости до ликования. Повторяя «так, так», сейчас он не может сдержать смеха.
        Он сообщает:
        — Ну и Разматов... Как поросенка, говорит, по башке стукнул... Был пулемет, и нет пулемета...
        Затем снова в трубку:
        — Так, так... Хорошо, Разматыч... Прицел больше один! Два снаряда, беглый огонь...
        Опять передается команда; опять полминуты спустя Баранов выкрикивает: «Выстрел! Выстрел! Очередь!»; опять в блиндаже напряженное молчание; и опять слышится радостное «так, так»...
        — Еще одного пулемета нет, — восклицает Снегин. — Сразу замолчали... Сейчас, говорит, можно пехоте лезть... Теперь хочет по блиндажам ударить... Хорошо, Разматыч! Даю...
        И, назвав координаты, Снегин кричит:
        — Взрыватель фугасный, два снаряда, беглый огонь...
        На этот раз снаряды не поразили цель. Разматов дал поправку.
        После выстрелов, слушая, что сообщает Разматов, Снегин опять фыркает, сдерживая смех.
        — Ох и дал, говорит... Сам, говорит, чуть не подпрыгпул. Разворотил блиндаж...
        Логвиненко спрашивает:
        — Огневые точки молчат?
        — Молчат.
        Капитан вызывает к телефону Лукьяненко, командира второго батальона.
        — Начинайте, — коротко говорит Момыш-Улы.
        Это было единственное слово, единственное приказание, отданное командиром полка. С этого момента в бой вступает пехота.
        Снегин говорит Разматову:
        — Теперь мы, Разматов, помолчим, пусть мальчики поработают. А когда фрицы заговорят, мы опять им рот заткнем. Что? Минометы скорректировать? Это можно. Это мы сейчас устроим.
        Он некоторое время что-то слушает, потом рассказывает:
        — Разматов сейчас разговаривал с Лукьяненко. Скорей, говорит, теперь тут можно, как по тротуару, гулять.
        В работу вступают минометы. Впрочем, это пока не работа, а лишь приправка инструмента. Опять в блиндаже кричат: «Одна мина, огонь», «Прицел меньше, две мины, интервал пять секунд, огонь!».
        Логвиненко разговаривает по телефону с Соловьевым:
        — Двигаетесь? Сколько проползли? Коммунисты и комсомольцы впереди?.. Что? Подозрительное молчание? Снегин, слышите? Соловьев говорит, что противник подозрительно молчит... Знаешь, что отвечает Снегин? Хохочет... Да, ты рассмешил... Ничего там нет подозрительного! Как откроет огонь — мы еще долбанем. Мы его держим!
        И, с силой сжимая пальцы, Логвиненко показывает, словно Соловьев может видеть, как схвачен противник.
        Проходят минуты; припадая к земле, бойцы приближаются к умолкшим немецким укреплениям. Снегин продолжает пристрелку минометов. Потом радостно сообщает:
        — Разматов видит наших... Ползет, говорит, наша пехота... Двигаются, говорит...
        И, не закончив фразы, вдруг кричит:
        — Все разговоры по линии прекратить! Правее, ноль-ноль пять, два снаряда, беглый огонь... Опять стали бить из пулеметов... Выстрел, Разматыч! Выстрел! Очередь! Так, так... Сейчас дадим... Взрыватель фугасный, четыре снаряда, беглый огонь!
        Момыш-Улы молчит, но Снегин, не ожидая вопросов, сообщает все, что видят «глаза».
        — Бьет, бьет из пулеметов... Бросает мины... Наши лежат...
        — Выстрел! Выстрел! — выкрикивает Баранов. — Чего задерживаетесь? Быстрее огоньку! Выстрел, выстрел, очередь!
        — Так, так, так, — повторяет Снегин, слушая Разматова, и в его голосе наконец-то звучит радость. — Еще два блиндажа разбил... Опять замолчали.
        — А пехота? — спрашивает Логвиненко.
        — Разматыч, как там мальчики? Опять поползли? Здорово! Пусть поработают, мы помолчим... Займемся-ка снова минометами...
        В бою минуты и часы летят. Кажется, Момыш-Улы только что произнес «начинайте», а в действительности с этого момента прошло больше часа.
        Начальник штаба Курганский сообщает в дивизию о ходе операции; он делает это без напоминаний, ни о чем не спрашивая Момыш-Улы, твердо запомнив афоризм капитана: не командир для штаба, а штаб для командира.
        Снегин расспрашивает:
        — Разматыч, как там?.. А мальчики как? Ползут? Хорошо, замечательно... Что? Откуда? Сколько? Снарядами по ним не бей, береги снаряды! Минами, минами работай! Баранов, команда минометам! Правее, ноль-ноль шесть, четыре мины, беглый огонь! Товарищ капитан, справа показались автоматчики. Готовится контратака... Что? Огневые точки ожили? Баранов, команда пушкам! Левее, ноль-ноль три, взрыватель фугасный, четыре снаряда, беглый огонь!
        Баранов выкрикивает команду, всякий раз повелительно добавляя от себя:
        — Веселей давай! Быстрее огоньку!
        Раздается новая команда; опять летят мины и снаряды; в блиндаже все молчат, кроме Снегина и телефониста.
        И кажется странным, что в эти минуты — критические минуты боя — в блиндаже пехотного командира раздаются только голоса артиллеристов, только артиллерийские команды.
        Но как раз это нужно Момыш-Улы; над этим он долго раздумывал и долго добивался этого: двойной точности — точного артиллерийского огня, помноженного на столь же точное взаимодействие.
        Он переживает каждое сообщение, каждую команду, каждую интонацию Снегина. Ему хочется вмешаться, крикнуть отсюда командиру батальона: «Выдвигайте пулеметы, пусть стреляет все, что может стрелять!», но он знает, что это уже делается, а если нет — отсюда кричать поздно. Он знает: победа куется до боя и управляют не криком, а умом.
        В эти минуты в нем все напряжено, но он упрямо молчит, и лицо по-прежнему бесстрастно.
        Наконец-то! Снегин с нескрываемым облегчением произносит свое «так».
        — Фу... — отдувается он. — Разогнали автоматчиков... Четыре раза накрывали минами... И еще два блиндажа разбиты... Опять фрицы замолчали.
        — А наши как?
        — Лежат... Лежат почти рядышком с Разматовым.
        — Лежат? — переспрашивает Логвиненко и протягивает руку к телефону. — Вызовите Соловьева. Соловьев? Доложите, что делается? Что? Почему? Почему не двигаетесь? Осторожность? Они не работают сейчас, подавили их. Или вы ждете, чтобы противник восстановил огневые средства? Вперед! В бою играет роль минута! Используйте момент!
        Он волнуется: ему хочется самому увлечь бойцов на завершающий рывок, как он не раз увлекал; голос на последнем слове дрогнул, словно что-то подступило к горлу.
        Не поднимаясь с чурбака, не выпуская трубку, Снегин на полях газеты подсчитывает количество израсходованных снарядов. Итог кажется ему великоватым, хотя выпущено — мы сообщим эту цифру: многим артиллеристам она покажется невероятной, неправдоподобно малой — всего сорок шесть снарядов.
        К телефону вызывают капитана. Командир батальона Лукьяненко докладывает:
        — Бойцы ворвались в укрепленную линию противника. Немцы бежали, оставив несколько десятков трупов.
        И тотчас Снегин, уронив газету, кричит в восхищении:
        — Так, так... Прошли линию блиндажей! Разматыч полез вперед вместе с пехотой!
        Задача решена, атака удалась, наступательный бой на сегодня закончен.
        Момыш-Улы приказывает командиру батальона:
        — Закрепляйтесь... Выдвигайте противотанковое вооружение. Зубами там держитесь. Готовьтесь отбить контратаку.
        И, положив трубку, помолчав, он спрашивает:
        — А где же парикмахер? Теперь можно и побриться.

1942


КОММЕНТАРИИ:

        «Начинайте!»

        Впервые — «Дружба народов», 1958, № 2 (в одной подборке с рассказом «Последний лист»).
        В архиве писателя хранится рукопись очерка-записок «Тридцать три снаряда» (см. «Литературная Россия», 1973, 4 мая, № 18, с. 4), который является первым, далеким от окончательного текста вариантом рассказа «Начинайте!». Если очерк строго документален и построен, подобно «Дню командира дивизии», в форме поминутной «стенограммы боевого дня», то рассказ, вобравший в себя все факты очерка, но обогащенный авторскими отступлениями в прошлое, характеристиками действующих лиц и комментариями происходящего, представляет собой документально-художественный сплав.

Т. Бек



        Бек А.
        Б42.
Собрание сочинений. В 4-х томах. Т. 2. Волоколамское шоссе. Военные рассказы и очерки. Коммент. Т. Бек. — М., «Худож. лит.», 1974. — 720 с.
        Во второй том собрания сочинений Александра Бека вошли широко известная у нас и за рубежом эпопея битвы под Москвой «Волоколамское шоссе», а также его военные рассказы а очерки — «День командира дивизии», «Штрихи» и другие.
        Тираж 100 000 экз. Цена 1 р. 40 к.
Редактор З. Батурина
Художественный редактор В. Горячев
Технический редактор С. Журбицкая
Корректоры Н. Замятина и И. Филатова


        Текст подготовил Ершов В. Г. Дата последней редакции: 26.02.2003
        О найденных в тексте ошибках сообщать почтой: vgershov@chat.ru
        Новые редакции текста можно получить на: http://vgershov.lib.ru/